PDF Друк e-mail

Нескучненська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

 

 

История школы

 

У истоков

        История создания школы в с. Нескучное связана с жизнью и деятельностью барона Николая Александровича Корфа. Поместье это было дано его матери в качестве приданого, когда она выходила замуж за Александра Федоровича Корфа. Николай Корф рано остался без матери, а для мачехи он так и не стал родным ребенком. Опеку над ним взяла сестра матери, а потом родственники в Санкт-Петербурге. Частная школа, лицей, серебряная медаль.

         Служба в департаменте юстиции продолжалась 1,5 года, пока Н.А.Корф не достиг гражданского совершеннолетия. Теперь он мог вступить в наследование родового поместья в Нескучном. Вопреки уговорам родственников он оставил карьеру, которая сулила ему блестящий успех, и уехал в Украину. 22–х лет от роду женился на дочери местного помещика Марии Михайловне Клевцовой и был счастлив.

         Его талант и организаторские способности раскрылись после отмены крепостного права, и 1867 году он был избран в состав училищного совета Александровского уезда. На бумаге числилось 40 школ, а на деле лишь две были в сносном состоянии. Проблем более чем достаточно: нехватка финансов, педагогов, учебников, низкое качество преподавания.

Именно Корфу принадлежала идея создания дешевой и кратко срочной школы для крестьянских детей с учебным курсом в три зимы с тремя отделениями, которые одновременно ведет один учитель в одной классной комнате.

         Он сумел заразить энтузиазмом многих людей, которые становились попечителями школ, жертвуя на это дело и свое время, и деньги, выделяя под учебные заведения земли и помещения.

         Николай Александрович разработал учебники и руководства к ним: «Наш друг», «Мамотка», «Наше школьное дело», «Русская начальная школа»… Гонорары он направлял в сферу образования. Так в 1879 году эта сумма составляла свыше 4000 рублей. Корф консультировал учителей, бывал на уроках, контролировал, экзаменовал детей.

          Вот что писал Н.Корфу известный педагог, чье имя, как и имя самого Корфа, включено в учебник для студентов педвузов «История педагогики» Константин Ушинский: «О, если бы вас можно было помножить на число наших губерний – не говоря уже уездов, – через 10 лет Россия была бы уже другая! Но Вы и так делаете много одним своим примером и Ваше имя будит не одно сонное земство».

         Н.А.Корф печатается в «Европейском вестнике», его избирают почетным членом Женевской академии наук.

         В 1872 году во время выборов в уездные гласные местные злопыхатели забаллотировали его. Корф был жестоко разочарован происшедшим предательством людей, которых он считал своими друзьями.  Николай Александрович на 8 лет уезжает за границу. В Украине бывает наездами, откликаясь на приглашения педагогов Бердянска, Одессы, Херсона… В 1881 году на съезде земских учителей Херсонской губернии пригласили 70 педагогов, но имя Корфа привлекло к участию в нем 250 человек из Чернигова, Полтавы, Харькова, Таврической, Подольской, Бессарабской губерний.

         И вновь черная полоса: Корфа не приняла Москва, когда ему предложили баллотироваться на пост заведующего местными народными училищами. «Безбожник», «немец», «пришелец», а не педагог» – такими словами пестрели статьи «Московских ведомостей» и «Нового времени».

          13 ноября 1883 года он умер в Харькове «от окончательного истощения жизненных сил», как определили врачи.

         При жизни Николая Александровича дети из Нескучного ходили во Времьевскую школу в соседнее село и составляли до трети ее учеников. В память о выдающемся педагоге общественность решила построить школу Корфа в самом Нескучном. К тому времени здесь уже насчитывалось до сотни детей.

         Долго и трудно решался вопрос отвода земли. Когда старшая дочь Корфа Екатерина Николаевна стала единственной владелицей усадьбы, она выделила земству одну десятину для строительства школы. Муж Екатерины Николаевны Владимир Иванович Немирович – Данченко, побывав в имении, был в восторге от увиденного, найдя здесь идеальное место для отдыха и творчества. С 1887 по1916 год семья проводила в Нескучном каждое лето.

         В 1895 году Владимир Иванович писал свояку: «У нас есть маленькая теплая радость – на усадебной земле, при въезде к нам, строится школа имени отца Кати». А осенью он приезжал на открытие школы. Это произошло в годовщину смерти Н.А.Корфа 13 ноября или 25 по новому стилю.

         Первая Нескучненская школа для своего времени имела довольно- таки солидный вид. Она была построена из жженого кирпича на каменном фундаменте и покрыта оцинкованным железом. Это было единственное в селе каменное здание среди глиняных крестьянских домов. Школа имела две классных комнаты, столь просторные, что объем воздуха в расчете на одного  ученика в три раза превышал существовавшие тогда санитарные нормы. В этом же доме находилась квартира для учителя. А на десятине земли, которую Немирович – Данченко подарил школе, вскоре посадили фруктовый сад и устроили школьный огород.

 

Под опекой земства

        Бедность крестьян немногим детям давала возможность ходить в школу все тир года. Многие оставляли учебу, едва научившись читать и писать. В отчете за 1886 – 1887 год отмечалось, что в школе имени Корфа училось 52 ребенка. В первом классе – 44, во втором – 8. Среди них не было ни одной девочки. Родители считали, что это им ни к чему. Разъяснительная работа дала свои результаты. В 1905 году на 102 ученика было уже 44 девочки.

         Отчеты Земской управы за 1905 год, например, дают представление об учебниках и их количестве. В Нескучненскую школу прислано 5 «Евангелий», 6 «Часословов», 20 «Наставлений в Законе Божьем», 3 «Букваря», 5 прописей, 8 задачников, 5 словарей, 2 книги для чтения…

         Первым учителем в Нескучненской школе был Евстафий Илларионович Сидоров и лишь в 1905 году прислали второго учителя Якова Семеновича Бабку (сына одного из первых выпускников Времьевской школы).

         По воспоминаниям учеников  Евстафий Илларионович был хорошим садоводом и пасечником. Фактически сады у крестьян стали появляться под влиянием его деятельности. После того как он женился, его помощником в школе стала супруга Ирина Ивановна, Якова Семеновича перевели в соседнюю Времьевскую школу.

         Молодая учительница очень любила искусство: пела и, по понятиям сельчан, была «настоящей артисткой». Она выступала на сцене Большеянисольского самодеятельного театра, работавшего в Народном доме под руководством профессионального режиссера. После гибели мужа в 1918 году она уехала из села, но еще несколько раз приезжала сюда летом хоть на несколько дней.

         Все годы со дня открытия школы и до 1917 года неизменным попечителем была Екатерина Николаевна Немирович – Данченко. Она неоднократно бывала в Нескучном то к началу учебного года, то зимой к Новогоднему празднику, чтобы организовать его. Ее приезд всегда сопровождался раздачей подарков. Это были сладости: конфеты, печенье, орехи.

     

Приобретения и потери

         В 1917 году у земства возникла идея открыть в Нескучном сельскую гимназию, но площадей для учебы и проживания будущих учеников не хватало. Тогда сельчане под руководством Евстафия Сидорова обратились письмом к Немировичам – Данченко  с просьбой передать под гимназию саму усадьбу. Но революционные события навсегда оставили эту идею неосуществленной.

         В страшном, голодном 1921 году в школе варили и раздавали детям (не только ученикам) кашу. Наверное, трудно это варево назвать кашей, когда в отчете значилось, что для ее изготовления сутки использовали 14 ведер воды, 10 футов пшена и к ним 1\4 фунта (около 100 грамм) хлеба. Но, это помогло многим детям выжить. Не нужно думать, что продукты, если можно так назвать эти крохи, выделяло государство. Е.Сидоров выпрашивал их в буквальном смысле этого слова в соседних хозяйствах – где ячмень, где горох… В годы гражданской войны крестьяне едва не сожгли «панский дом» и лишь вмешательство Евстафия Илларионовича предотвратило  это безумие. Погиб учитель от рук махновцев как говорили односельчане. Короткой оказалась память и о бароне Корфе. Упоминать о нем, помещике и бароне, считалось неуместным. А вот здание усадьбы, хозяйственные постройки пригодились. Теперь в Нескучном была и начальная школа, и Школа крестьянской молодежи, где учились юноши и девушки 15 – 25 лет, желавшие продолжить образование. Таких школ в Юзовском округе было всего две (вторая в с. Павловке). Среди учеников были и большеянисольцы, и комарцы, и богатырцы. Жили в общежитии при школе или снимали квартиры у нескучан.

          Школа имела и практический уклон. Кроме учебы юноши и девушки под руководством учителей вели подсобное хозяйство. Была пахотная земля, две лошади, коровы, свиньи… Овощи, фрукты, выращенные на школьном участке, использовали в школьной столовой. Так на уроках математики велся бухгалтерский учет, сметы доходов и расходов, другие хозяйственные расчеты.

         Изменения были и системе оценивания знаний. Рекомендовалось выставлять «удовлетворительные» или «неудовлетворительные». Домашние задания не задавались, кроме сочинений и рефератов. Чтение учебной книги заменить рассказом учителя. Использовался бригадный метод обучения: отвечал один, а оценки выставлялись всей группе. Многие новшества отмирали через несколько месяцев. Вернулись и оценки, и домашние задания.

         Но, были и такие нововведения, которые остались на все годы советской власти – это глобальная политизация. Политинформации, демонстрации, пионерия и комсомольские организации, октябрята. Все это изменило лицо школы.

          Пионерам 20-х годов запомнились сбор металлолома для «Днепрогэса», посадка нового сада, концерты и спектакли, которые ставили для всего села (ведь клуба не было). Когда началась компания ликвидации неграмотности, пионеры и комсомольцы объединились в отряды «культармейцев» и стали первыми помощниками учителей в этом деле.

         Каток репрессий 30-х годов прошлого века прошелся и по педагогам. И хоть авторитет у директора Нескучненской  школы Ивана Лазаревича Карлаша среди сельчан был неоспорим, 10 лет сибирских лагерей и клеймо «враг народа» стали итогом его педагогической деятельности. «Врагами народа» оказалась и его жена, и учитель физики С.И.Олейник, и В.А.Шевченко. выехали из села супруги Ющук, учителя украинского и русского языка Андрей Михайлович Уманский и его супруга серафима Ивановна.

         В воздухе витал призрак приближающейся войны. Выпускники школы освоили как мирные, так и военные профессии. В те 40-е годы быть военным было очень почетно. В 1940 году нашему выпускнику участнику советско-финской  войны Белогурову Александру Ивановичу присвоили звание Герой Советского Союза. Экипаж самолет производил аэрофотосъемку вражеских укреплений,  был сбит над территорией противника, но остался цел, вышел к своим и вынес отснятую пленку. Это был первый Герой Советского Союза в Большеянисольском районе. С приходом фашистов Белогуров А.И. оказался в составе подпольной группы, но группа была раскрыта и большая часть ее участников расстреляны (в том числе Белогуров А.И.).

        С освобождением территории Донбасса в 1943 году в ряды Советской Армии были призваны и совсем молодые ребята (среди них наш выпускник будущий орденоносец Горбенко И.Ф. Два ордена «Солдатская Слава») и убеленные сединами отцы семейства, которым было уже далеко за 40 (будущий Герой Советского Союза Плысенко Артем Михайлович). Рядом с ними воевали сотни выпускником нашей школы. Некоторые с них остались лежать в сырой земле, пройдя буквально несколько десятков километров, в соседней Запорожской области, а кто-то дошёл до Берлина. В последние годы школу возглавила Курилко Анна Ивановна – тоже участница Великой Отечественной войны, орденоносец.

   

         Школа возродилась! Здесь вновь учились ребята не только из Нескучного и Времьевки, но из Зеленого Поля, Золотой Нивы. Теперь их уже не могли вместить два корпуса старой школы хотя занятия были организованы в две смены. В 1967 году (такая была  тогда традиция: вводить новостройки, например, к юбилею Великого Октября) открыло двери новое третье здание школы.

         Жизнь педагогического и ученического коллективов шла своим чередом. Достижения производственной бригады в выращивании сельскохозяйственных культур ребята демонстрировали на ВЛНХ СССР, были награждены грамотами, медалями. Много путешествовали (практически по всей европейской территории Советского Союза) на заработанные своим трудом, на полях шефствующего колхоза «Украина», деньги.

         В школу возвращались уже в качестве педагогов бывшие ученики Кравченко В.И., Мирошниченко (Моисеенко) Л.И., Кошман (Лещенко) О.Д., Боченко Л.Х., Гудзенко (Безручко) О.Е., Дегтяренко А.И., Саленко (Медведенко) М.В., Безверхий В.К. и последнее поколение учителей, которые продолжают ее традиции и свято хранят ее историю, частью которой есть и они сами: Шавкуненко Д.В., Багно А.Н., Бабенко В.И., Зрожевская Т.И., Белогуров А.В., Кондрашова Н.Н.

         Учащиеся школы постоянно присутствуют в числе призеров олимпиад, конкурсов и соревнований районного и областного уровня. Каждый ученик школы смело может сказать: «Нескучка – это звучит гордо!»

 

Рік заснування – 1895

Всього навчається учнів – 135

Кількість класів-10

Кількість працівників, які працюють у закладі -35 ( 4 сумісника, 4 сезонних робітників - кочегарів).

З них :

-  педагогічних – 22;

-  бібліотекар -1;

-  обслуговуючий персонал - 12;

-  робітники кухні -1.

Серед педагогічних працівників:

  • відмінники освіти України – 1;
  • учитель – методист – 4;
  • старший учитель – 1;
  • учитель вищої категорії – 7;
  • учитель - спеціаліст – 1;
  • учитель І категорії – 10;
  • учитель ІІ категорії – 1;
  • директор школи – Пічахчі Любов Іванівна;

заступник директора з НВР – Зрожевська Тамара Іванівна.

 

 

Наші справи:

Суботник

    

Спортивні змагання

Тиждень безпеки руху

День пам’яті – запали свічку

Останній дзвоник